Алгоритм как средство повышения грамотности

Разделы: Начальная школа


Главная проблема уроков русского языка – повышение грамотности наших учащихся. Поиски оптимальных путей обучения побудили изучить проблему о возможности применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографических правил. Грамотность учащихся приходит через умение ставить перед собой орфографические задачи и безошибочно их решать, то есть решать орфографическую задачу с помощью алгоритма.

Алгоритмизация в орфографии направлена на преодоление трудностей:

  • совершенствование орфографической грамотности учащихся,
  • повышение интереса к изучению русского языка,
  • повышение качества знаний по русскому языку.

Существует множество таблиц – сводных правил, справочных материалов в методической литературе, всевозможных «подсказок», различных пособий по русскому языку. Задача учителя научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка.
В программе «Гармония» при работе с разными орфограммами часто на уроках применяю алгоритмы. Мой опыт их применения показал хорошие результаты.
Моя задача – существенно повысить уровень грамотности ребят. Этому, помогают алгоритмы.
В Энциклопедическом Словаре написано: «Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными». Значит, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Очень хорошо выручают алгоритмы при изучении разных тем на уроке. Например, при обучении списыванию с текста дети знакомятся с алгоритмом:

Как видно, в приведённом алгоритме содержится несколько «шагов», позволяющих научить детей писать осознанно. Вначале это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов положительный: ошибки постепенно исчезают.
Совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 – 2 шага дисциплинируют работу мысли ученика.
Вводить алгоритм на уроке, конечно, нужно после знакомства с правилом.

  • Первый способ: дать готовый алгоритм целиком.
  • Второй способ: постепенно, шаг за шагом.
  • Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма.

Мне кажется, что последний результативнее, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.
После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале устная работа, затем письменные упражнения.
Ученики начальных классов особенно любят заучивать зарифмованные правила, а это тоже своего рода алгоритмы. Хорошо их оформлять и в стихах, и схемой.
Ученики заводят тетради «Учебник для себя», оформляют их творчески, иллюстрируют рисунками, наклеивают картинки, предваряем стихами. Например:

Гласные и согласные
В корне такие опасные!
Бывает, звук ясно слышится,

А буква другая пишется!
Чтоб не попасть впросак,
Всегда рассуждай вот так:

Таблица №1

Как искать проверочные слова для корня?

1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.
2. Измени проверяемое слово:
Предмет
  • Ед.ч.––> мн.ч.
  • Кто? Что?
  • Много кого?

Чего?

действие
  • Что сделает?
  • Что сделал?
  • Что сделаю?
Признак
  • Каков?
Если надо, выполняй два действия.

Алгоритмы способствуют развитию у учащихся логического мышления, формированию навыков самоконтроля при решении орфографической задачи. Задача работы с алгоритмом – предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допускать повторения ее.
В работе с алгоритмами на уроках русского языка, как средстве повышения грамотности учащихся, я использовала концепции современных методистов по алгоритмизации обучения. Выявила эффективность применения различных видов алгоритмов в работе над усвоением правил.
Целенаправленная систематическая работа по применению на уроках алгоритмов дала положительные результаты. У учащихся повысилась орфографическая грамотность, интерес к изучению русского языка, а так же качество знаний по русскому языку, о чем свидетельствуют итоговые проверочные работы.

Литература:

1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Поросвещение. 1990.
2. Виноградов В.В. Вопросы русской орфографии / В.В.Виноградов – М.: Просвещение.

Урок русского языка с использованием алгоритма нахождения проверочных слов к орфограммам слабых позиций по программе «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.«К тайнам нашего языка» 2-й класс.

Тема раздела. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (4 урок из 33)

Тема урока. «Подбираем проверочные слова для названий предметов».

Цели.

  • Учиться подбирать проверочные слова для названий предметов путем постановки проверяемого в форму родительного падежа.
  • Конкретизировать этот способ проверки, перевести его на язык операций.
  • Развивать орфографическую зоркость, речь умение рассуждать, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к изучению родного языка, активность на уроке.

Оборудование. Таблицы-алгоритмы способов проверки корневых орфограмм. Учебник «К тайнам нашего языка» (2-й класс); Методические рекомендации.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Пришел я из школы,
От папы – вопрос:
– Ну, сколько отметок
Сегодня принес?
– Одну, – отвечаю,–
Одну по письму,
А что за отметка –
Похоже, 4, а может и 5
И сам не пойму.
(Марь-Ванна забыла об этом сказать).
Ты, папа, не веришь?
Да вот, посмотри:
Поставила тройку.

Учитель: Что поставила учительница мальчику? Что еще увидел в тетради мальчик?
Дети: В тетради оценка – 3. И замечание: не тереть в тетради.
Учитель: Не забывайте, ребята о культуре письма и культуре речи на всех уроках.

II. Введение в тему урока

Учитель. Прочитайте тему нашего урока на доске.
–Как вы её понимаете? О чем пойдет разговор? Что мы уже знаем? Какие основные орфограммы гласных и согласных находим? Все ли научились подбирать проверочные слова? Какими способами научились решать орфографические задачи? В какой части слова решаем орфографические задачи? Выслушиваются ответы детей.
–Начнем работать, посмотрим все ли известно нам о решении орфографических задач.

III.Знакомство с новым материалом

Учитель. Перед нами три столбика слов. Упражнение 365. Узнай буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова; напишите их перед теми, которые проверяешь; объясняй выбор букв (сможешь, выдели корень слова).

Дети работают в паре по одной карточке. На доске работают 3 ученика.

д/т
… – ло.ка
… – ули.ка
… – гря.ка
… – варе.ка
б/п
… – ша.ка
… – оши.ка
… – тря.ка
ж/ш
… – ло.ка
… – ча.ка
… – кру.ка

Учитель. Проверка выполненной работы. Кто выполнил правильно, оцените вашу работу знаками «+» или «–».
Часто ли в речи мы пользуемся словом варежечка? Удобно ли его произносить? Может быть, есть другой способ проверки этой орфограммы?

Выслушиваются ответы детей. Если никто не предложил подходящий способ, то попросить детей ответить на вопрос: Сегодня холодно? А у меня нет…

Учитель. По команде какого вопроса изменилось слово?
Дети: По команде вопроса – чего?
Учитель. По команде вопроса (много) чего? кого? Проверим этим способом другие слова. Это задание с комментированием будем выполнять в тетрадях – упражнение 366.

IV. Физминутка

Па дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

V. Продолжение систематизации изученного о способах решения орфографических задач корнях слов разными способами.

Учитель. Выполнение упражнения № 367 в тетрадях – задачниках.
Давайте вспомним все известные способы проверки корневой орфограммы в названиях предметов.
На доске появляются таблица. Дети читают её по шагам.

Как искать проверочные слова для корня слов-названий предметов?

1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.

2. Измени проверяемое слово – предмет:

  • Ед.ч.       мн.ч.
  • Кто? Что?
  • Много кого? (чего?)

Таблица №2

Прочитать вывод в упр. 370, стр. 43.

Упражнение 371 в тетради-задачнике (работаем в паре) – проверьте словарный диктант, который написал мальчик-иностранец. Не удивляйся его ошибкам – ему еще трудно писать по-русски.

VI. Подведение итогов урока

Учитель. Снова обратите внимание на тему нашего урока. Правильно ли вы в начале урока предположили, что мы еще узнаем новые способы проверки орфограмм? Что вы узнали на этом уроке? Какие орфограммы сегодня чаще нам встретились?
Дети: Орфограммы парных по глухости – звонкости согласных.

С опорой на таблицу-алгоритм №1 под руководством учителя ребята перечисляют разные способы проверки орфограмм слабых позиций. Какие новые действия узнали, чтобы найти проверочные слова для корня? (Приложение 1)

VII. Объяснение домашнего задания – упр.372.